По данным различных исследований, в мире до 30% детей младшего
школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями
школьной программы. Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и
зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и
опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе
из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти,
недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому
проблема трудности в обучении стала одной из актуальных
психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.
В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их
называют по-разному: «детьми с трудностями в обучении», «детьми с пониженной
обучаемостью», «отстающими в учении», «детьми со специфическими трудностями в
обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и
они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии
использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в
обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением
требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.
Ретардация
психического развития понималась в отечественной психологии как замедление
темпа психического развития. Этот подход на долгие годы определил кардинальный
оборот развития диагностики и коррекции огромного числа детей.
В
дальнейшем он получил продолжение в ставших также классическими работах
В.И.Лубовского, К.С. и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и др. В Институте
дефектологии (с 1992 года – Институт коррекционной педагогики РАО) были
организованы подразделения, посвященные психологическому изучению и обучению
этой категории детей.
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического
дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического
развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие
состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной
недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития
познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но
нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими,
церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими
интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной
системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией
беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные
(наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя
депривация, плохой уход, безнадзорность и др.).
Во
всех вариантах классификаций ЗПР общим является понимание «задержки» как временное
явление. Предполагается, что со временем темп развития ребенка потерпит
позитивные изменения (в результате коррекционной работы или без таковой),
ребенок по своему развитию догонит сверстников и его жизнь войдет в
«нормальный» режим.
Остановимся
на классификации детей с задержкой психического развития. Нашими клиницистами
выделяется среди них (классификация К.С.Лебединской) четыре группы.
Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа
характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая
находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так
называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический
инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт
характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно
отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его
адаптационных способностях к новой ситуации.
Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело
приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в
ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон
настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К
школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые
интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему
трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо
совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя
весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза,
однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся
ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических
инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка
психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни,
на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а,
следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная
активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает
благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.
Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно
повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о
своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него,
опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации
близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым
препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию
окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что
ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком,
где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы
облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.
Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится
социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся
неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы.
Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим
членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких
черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы,
боязливость и патологическая застенчивость.
Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление
гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в
ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является
отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение
контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность
отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического
происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития
для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило
наименее благоприятен.
Как следует из названия, основой для выделения этой группы
ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной
системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы,
инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность,
асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так
называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается
комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от
конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической
деятельности.
Литература
1.
Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой
психического развития. –М., Издательство «УРАО», 1999.
2.
Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития.
Учителю о детях с отклонениями в развитии. –М., Просвещение, 1967
3.
Демьянов Ю.Г., Диагностика психических нарушений. Практикум. - СП б., «М и М»
ТОО «Респекс», 1999
4.
«Детский практический психолог» под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А., - М.,
«Академия», 2001
5.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Курс лекций по детской патопсихологии. –Ростов
н/Д, «Феникс», 2000
6.
Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников. –М.,
«Академия», 2004
7.
Специальная психология. под ред. Лубовского В.И., -М., «Академия», 2003
8.
Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической
коррекции. –М., «Академия», 2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий