среда, 25 декабря 2024 г.

Особенности речи детей с задержкой психического развития

<Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребёнка перестраивает его основные психические процессы. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Развитие речи ребёнка главное условие для формирования и становления его психического развития.[1] Механизмы речевых нарушений у дошкольников с ЗПР весьма неоднородны и характеризуются различными комбинациями симптомов, это связано в первую очередь с недоразвитием эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности. В их речи имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков, страдает просодика, речь маловыразительна, активный словарь дошкольников значительно сужен, понятия недостаточно точны. Многие исследователи отмечают недостаточно сформированный грамматический строй речи детей с ЗПР. Дошкольникам характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают полного, развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается другими мыслями и суждениями. Дошкольники более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы. Значительно страдает и формирование регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. [2] Основными направлениями работы с данной группой детей являются: коррекция восприятия, мышления и речи, тренировка внимания и памяти, развитие коммуникативных навыков, работа по устранению недостатков поведения. Логопедическая помощь дошкольникам выстраивается с учетом общих принципов специальной коррекционной педагогики. В процессе развития речи у дошкольников с ЗПР необходимо учитывать сложную структуру речевой деятельности, а также особенности мыслительной деятельности. Мы рассмотрим развивающие игры, как одно из средств развития речи ребёнка с ЗПР. По мнению Л.С.Выготского ведущий вид деятельности дошкольников– игра. А.И. Сикорский связывал игру с развитием мышления, Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Игра не только способ развития ребенка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми отклонениями [3]. Д.Б.Эльконин понимал игру как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий». У дошкольников с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым «игру». Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте договариваться, регулировать действия друг с другом с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Игровая деятельность требует от каждого ребёнка определённого уровня развития речевой коммуникации. Необходимость объясняться со взрослыми и сверстниками стимулирует развитие связной речи. Рассматривая речевое развитие ребенка, отметим значение постепенного "освобождения" содержания высказываний от конкретной, воспринимаемой ситуации. Такой переход дается дошкольникам очень непросто. Им, трудно говорить о том, чего они не видят и не воспринимают. Логопеду необходимо приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации и начал говорить без опоры на предметы и действия с ними. В развивающих играх такой переход происходит как бы сам по себе, без всяких усилий. Не маловажным в таких играх является необходимость развивать ассоциативное мышление и память, навыки самостоятельной речевой деятельности; развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей детей; развитие моторики; развитие умения совместной и самостоятельной игры; познание окружающего мира. По мнению У. В. Ульенковой с помощью развивающих игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В игровой форме логопеду легче уделять внимание семантизации, объяснять значение слова с опорой на демонстрацию предмета или действий, таким образом стимулировать познавательную деятельность детей, создавать мотивацию для речевой активности. В интересной для дошкольников деятельности легче удержать их внимание, естественным, непринужденным путем вплести элементы обучения и закрепления усвоенного материала. Развивающие игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей математические представления, творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент необходимо делать на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании активного и пассивного словаря. На начальных этапах работы с дошкольником логопеду необходимо побуждать ребенка к сопровождению речью собственных действий в игре, на последующих – к словесному отчету о выполненных действиях. Многие исследователи приходят к выводу, что словесное сопровождение игровой деятельности положительно влияет на процессы восприятия, внимания и обобщения. Накопление и уточнение словаря, активизация и закрепление смысла слова проводится в развивающих играх и речевых упражнениях. Логопед организует совместную деятельность детей, моделирует и создает ситуацию общения, требующие различных форм социального поведения и типов высказывания. [4] Развивающие игры имеют две цели: одна - обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение нужного материала. Развивающие игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально - положительного отношения к заданию. Для того чтобы ребенок занимался более продуктивно, необходимо развивать его внимание, и по мере развития, оно становится более длительным. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в развивающих играх ставится задача и на развитие запоминания. Для формирования устойчивого внимания, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (картинки, игрушки, его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки). Словарный запас дошкольников с задержкой психического развития существенно пополняется при помощи развивающих игр. Рекомендуются игры с различными описаниями предметов, их изображений, описания по памяти. При этом необходимо обращать внимание на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Учитывая все особенности развития дошкольников с ЗПР необходимо подбирать такие игры, в которых активный словарь будет пополняться и обогащаться. [5] В играх должны присутствовать: - существительные, обозначающие названия профессий; - прилагательные, обозначающие признаки предметов; - глаголы, обозначающие трудовые действия; - наречия, которые характеризуют отношения людей к труду; - слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток; - слова, характеризующие состояние и настроение людей; - слова со сходным и обобщающим значением. Рекомендации по использованию развивающих игр, при работе с дошкольниками с ЗПР: - развивающие игры должны быть понятны и доступны детям, соответствовать их возрасту и психологическому состоянию; - в каждой развивающей игре должна стоять конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу; - целью развивающей игры должны быть не только обучение и развитие, но и коррекция психических процессов ребенка с ЗПР; - в развивающих играх, необходимо использовать разнообразные наглядные материалы, которые должны нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям; - учитывая особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного, сенсорного ...). - любая информация преподносится дозировано, содержание и правила игры должно усложняться в зависимости от возраста дошкольника, соблюдать последовательность, усложняющуюся по содержанию, задачам, игровым действиям и правилам; - игровым действиям нужно обучать ребенка, только при этом условии игра приобретает развивающий характер и становится содержательной; - в игре принцип обучения и развития должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором, т.к. дошкольникам трудно удерживать внимание в течение долгого времени, живая игра мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи; - подбирать такие развивающие игры, которые активизируют речевую деятельность детей; способствует приобретению и накоплению словаря; - в целом такие игры должны нести положительную эмоциональную окраску, развивать интерес к новым знаниям. В работе по развитию речи дошкольников с ЗПР нужно использовать разнообразные развивающие игры, в ходе таких занятий будет происходить изменение мотивов речи, в также учебной ситуации в целом. Таким детям необходимо предоставлять возможность свободно высказывать свои мысли, предоставить роль рассказчика. В этом случае их речь станет наиболее эмоционально наполненной и живой. Такое воспитание должно быть в любом случае настойчивым и целеустремленным, а также радостным для каждого особенного ребенка. Игровые приемы являются основными и используются логопедами на занятиях с дошкольниками с ЗПР. Развивающие игры помогают ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе, социализировать дошкольников и главное совершенствовать и обогащать все стороны речи, чтобы к началу обучения в школе ребенок с ЗПР ничем не отличался от своих сверстников. Список источников 1. Волкова Г.А. Психолого – логопедическое исследование детей с нарушениями речи (3-я часть). – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 394с. 2. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. 4. Логопедия. Теория и практика/[под ред. д.п.н.профессора Филичевой Т.Б.].- изд.2-е, испр. и доп.-Москва: Экспо, 2018.-608с. 5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка - М.: Педагогика, 1994. -246с 6. Лубовский В.И. Специальная психология. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий