вторник, 17 декабря 2024 г.

Развитие связной речи у детей ОНР II уровня в процессе ознакомления с окружающим миром

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, а речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Таким образом, характерными признаками такой патологии как, ОНР у детей дошкольного возраста является позднее появление речи, дефекты звукопроизношения, скудный запас слов, стойкие аграмматизмы. Все дефекты непременно сказываются на развитие связной речи, а это важный показатель готовности детей к школьному обучению. ОНР может проявляться в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развѐрнутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Через любознательность ребѐнок познаѐт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Важно с самых первых шагов ребѐнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребѐнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаѐтся чувственная основа для слова. Таким образом, разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для развития связной речи. Вот поэтому хорошо применять занятия по ознакомлению с окружающим миром в работе с детьми. Признавая необходимость развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, важно подчеркнуть значимость занятий по окружающему миру. Наиболее перспективным в этом отношении является занятия по ознакомлению с родным городом, а именно с Переславлем – Залесским. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Из-за излишней вербализации, несформированности грамматического строя речи, недостаточности словообразовательных процессов, неумения организовать себя в процессе деятельности большинство детей с ОНР испытывают значительные трудности при выполнении задания. Все эти особенности связаны с незрелостью эмоционально - волевой сферы, но при правильном стимулировании познавательной активности со стороны взрослых со временем компенсируются. У детей с ОНР больше развито наглядно-образное мышление, нежели словесно- логическое. Поэтому в работе с ними более действенным является использование наглядного материала при обучении их связному высказыванию, например, составление предложения по двум связным по смыслу картинкам. Далее можно учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Здесь могут использоваться картинки из сказок. Дошкольникам близок пересказ художественных произведений. Готовые образцы могут благотворно подействовать на их чувства, заставят сопереживать, а в результате вызовут желание запомнить и пересказать услышанное. Развитие связной речи у детей ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Дети с ОНР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе в детском саду для детей с ОНР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Существует несколько основных методов развития связной речи у дошкольников с ОНР: 1. Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории. 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфе, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета. 3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. 4. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием. Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приѐмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребѐнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь. В процессе игры, задавая вопросы ребѐнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Библиографический список 1. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – Ярославль: из-во ЯГПУ, 2003. – 54 с. 2. Епифанова, О.В.Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками [Текст]. – Изд.2-е-В: Учитель, 2013-203с. 3. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. – Екатеринбург: Литург, 2004. – 320 с. 4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи [Текст]. – М.: «Дрофа», 2010.- с 25-27.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Игры и упражнения, развивающие внимание и память»

Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно ...