воскресенье, 27 июля 2025 г.

Диспраксия у детей

Диспраксия или синдром неуклюжести — это патологическое состояние, проявляющееся нарушением движений при отсутствии параличей или снижения тонуса скелетной мускулатуры. Дети с таким диагнозом испытывают трудности при выполнении сложных двигательных актов, вроде письма или звукопроизношения. К другим характерным проявлениям заболевания относят ухудшение мелкой моторики, нарушение координации движений и общую неловкость. Лечением диспраксии занимаются детские неврологи и логопеды. Требуется комплексный подход, направленный на устранение причины недуга и восстановление двигательных функций. Причины диспраксии у детей В большинстве случаев такая болезнь развивается по причине поражения мозговых структур, отвечающих за координацию работы опорно-двигательного аппарата. Патологический процесс возникает во время вынашивания ребенка или после рождения. Артикуляционная диспраксия у детей обусловлена нарушением функций коры больших полушарий. Отличительный признак недуга — отсутствие параличей, мышечной слабости и сопутствующих заболеваний. Согласно аналитическим данным, распространенность диспраксии среди детей варьируется от 1% до 20%. У мальчиков такую патологию диагностируют чаще. Основные причины: повреждение центральной нервной системы в период внутриутробного развития по причине осложнения беременности; осложнение родовой деятельности; недоношенность, переношенность, продолжительная физиологическая желтуха новорожденных или другая патология у грудного ребенка; наследственная предрасположенность к двигательным нарушениям. К факторам риска формирования болезни относят неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание ребенка. Виды диспраксии у детей Классификация заболевания может быть основана на локализации, патогенезе или характере симптомов. С точки зрения патогенеза диспраксия может быть двигательной или чувствительной. Если возникают трудности с двигательной активностью по команде, речь идет об идеомоторной диспраксии. Идеомоторная форма болезни характеризуется нарушением планирования и реализации сложных действий. Классификация диспраксии, основанная на видах двигательной активности: Графомоторная. Ребенок не справляется с правильным написанием цифр или букв. Конструктивная. Пациенту трудно собрать что-либо из составных частей. Выразительная. Мимика ребенка не выражает эмоции. Пространственная. Нарушается пространственная ориентация движений. Врачи также учитывают, какая область тела была затронута патологическим процессом. С точки зрения локализации выделяют пальцевую, артикуляционную и оральную формы заболевания. Симптомы и осложнения Проявления диспраксии зависят от вида патологии. Например, при нарушении артикуляции специалисты обращают внимание на замену сложных звуков более простыми, невнятную речь, перестановку и пропуск слогов, постоянные письменные ошибки. При пространственной или конструктивной диспраксии ребенок не справляется с подвижными играми и выглядит неуклюжим. Менее заметной может быть выразительная или графомоторная форма заболевания. Часто родители слишком поздно приводят ребенка к врачу, поскольку путают симптомы болезни с признаками неуспеваемости. Дополнительные признаки: проблемы с выбором преобладающей руки; повышенная восприимчивость к прикосновениям; ребенок слишком поздно начинает ходить, сидеть или ползать; пациент часто спотыкается и падает из-за неуклюжей походки; мнестические нарушения. Приступить к коррекции недуга рекомендуется как можно раньше, поскольку нарушение моторных и речевых навыков негативно сказывается на дальнейшем обучении и качестве жизни. Дети с диспраксией чаще страдают от одиночества и социальной изоляции из-за невозможности играть со сверстниками. Двигательные расстройства провоцируют гиподинамию и замедление темпов физического развития. К дополнительным осложнениям заболевания относят психоэмоциональные нарушения в виде апатии и депрессии. Диагностика диспраксии При обнаружении характерных признаков диспраксии следует записаться на прием к детскому неврологу. Врач расспросит родителей о возникших симптомах, соберет анамнестические данные для обнаружения факторов риска двигательных нарушений и поговорит с пациентом. Уже во время первичного осмотра можно выявить общую неуклюжесть, трудности при выполнении простых действий и проблемы с выражением эмоций с помощью мимики. Для постановки диагноза потребуются результаты специальных исследований. Методы диагностики диспраксии: Нейрофизиологические исследования: электроэнцефалография, электронейромиография и др. Результаты таких процедур позволяют неврологу обнаружить признаки органического или функционального поражения органов ЦНС. Нейропсихологические исследования. Врач проводит специальные пробы для оценки состояния двигательных функций и уточнения вида заболевания. Также ребенка направляют к логопеду для определения дефектов устной речи. Специалист оценивает произношение и выявляет характерные для патологии ошибки. Коррекция диспраксии у детей Для устранения заболевания и восстановления функций опорно-двигательного аппарата требуется комплексный подход. Неврологи назначают физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж, кинезиотерапию и упражнения в рамках ЛФК. Детям с такой болезнью рекомендуется посещать клинического психолога или специального обученного педагога для прохождения нейропсихологической терапии. Регулярные занятия у логопеда — важный этап коррекции диспраксии. Специалист предложит комплекс пассивных и активных упражнений для правильного развития артикуляционного аппарата и устранения выявленных речевых дефектов. При условии грамотного подхода логопедам удается излечить недуг у большинства пациентов. Чем раньше будет начато лечение, тем ниже риск неуспеваемости и нарушения физического развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями

Дыхание – это не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиол...