вторник, 21 января 2025 г.
Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени форсированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов
Игра «Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,hello_html_1807c575.jpg
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка -
Это просто многоножка.
Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев, имитируют игру на пианино (последовательное
прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-
назад.
Игра «Человечек»
развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Предложите малышам поиграть.
- Посмотрите, какой у меня человечек.https://motaen.com/upload/wallpapers/source/2010/07/02/18/05/21343/mota_ru_0020701.jpg
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
- Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
Игра «Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f89732a8900f8fabf274b858bc5c1b5-srl&n=13
Описание: Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).)
- Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти.)
Игра «Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/026f/0000508e-cd37f7e6/hello_html_66b629d6.jpg
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро имедленно.
Игра «Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Описание: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:hello_html_m14764fa.gif
Мы топали, мы топали,
До тополя до топали,
До тополя до топали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).
Игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям
взрослого.
Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять –hello_html_m4bd73925.jpg
(Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять.
(Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Повторите игру с пальцами другой руки.
Игра «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)http://i0.wp.com/www.wherelanguagegrows.com/wp-content/uploads/2016/08/Toy-Types.png
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Игра «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как- будто снимая с него воображаемую ягодку.)http://900igr.net/datai/eda/JAgody-7.files/0002-002-JAgody.png
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложена ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
Игра «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:http://deti-i-mama.ru/wp-content/uploads/2016/04/osen-1.jpg
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Игра «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1050037/b6dcfa8a-746b-480e-93fb-bb2d11628cdd/s1200?webp=false
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами
Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия и готовит ребёнка к овладению навыками рисования и письма.
Самым маленьким детишкам мелкие предметы дают обязательно под строгим присмотром, такие как: бусинки, горошинки, различные крупы... и лучше всего их перетирать, перебирать ручками в тазике, коробочке, произнося стихи. А когда уже смогут легко брать мелкие предметы двумя пальчиками, тогда уже можно осваивать из этих пальчиковых игр более сложные. Но это не значит, что с самыми маленькими не стоит играть в такие игры, наоборот, если вы будете ежедневно заниматься с малышом, то сами увидите как ловко начинают работать у него ручки и пальчики. А повторяя часто стихи, малыши в скором времени их и сами смогут вам рассказать.
Игра «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Описание: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».https://proshina-kashds8.edumsko.ru/uploads/6800/6710/section/627917/DeYvsSBW4AEMw4J.jpg?1537538709968
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать
ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.
Игра «Бумажный мячик»
Цель: Развивать моторику обеих рук.https://st.depositphotos.com/3544857/4921/i/450/depositphotos_49214943-stock-photo-crumpled-paper-balls.jpg
Описание: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).
Кистью руки отталкивать мячик
Перекатывать мячик по столу.
Игра «Бусинки - горошки»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://g02.a.alicdn.com/kf/HTB1FWbNHVXXXXalXpXXq6xXFXXXs/2500Pcs-Wholesale-Mixed-Round-Wood-Spacer-Beads-Dyed-Dot-Wooden-Jewelry-Making-Component-13mm-4-8.jpg
Описание:
Покатаю я в руках- (Катать по столу горошины или бусины
Бусинки, горошки. указательным пальцем, средним, безымянным Станьте ловкими скорей, и мизинцем).
Пальчики, ладошки.
«Игра с горошком»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.https://www.dou75.ru/75/images/18-19/gruppy/gr_22/goroshinki.jpg
Описание:
Дома я одна скучала, (Катать горошинки между
Горсть горошинок достала. указательным и средним пальцами).
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Игра «Карандаш»https://www.kyrene.org/cms/lib/AZ01001083/Centricity/Domain/311/boy_pencil_001.jpg
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.
Описание:
Карандаш в руках катаю, (Перекатывать между пальцами
Между пальчиков верчу. или ладонями шестигранный карандаш).
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игра «Помощник»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://itd0.mycdn.me/image?id=771843364902&t=20&plc=WEB&tkn=*ezo6mIwO78zmj5AebabaofOxhH8
Описание:
Я крупу перебираю, Разбирать отдельно разные крупы.
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Игра «Дорожка»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://dar-baby.ru/images/games/28-1.jpg
Описание:
Я взяла горошка Выкладывать дорожку.
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка.
Игра «Дорожки»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.https://i.pinimg.com/736x/f6/0f/61/f60f61c425f01afff3208e5c345bd418--motor-activities-fine-motor.jpg
Описание:
Трудно пальчик мне вести Вести пальчик по дорожкам.
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу,
Пальчик постыдился,
Взял и научился.
Игра «Часы»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игруhttp://www.rus-watch.ru/products_pictures/Kotedg_1302M5A27_M.jpg
Описание:
Есть часы теперь у нас, (Карандаш между указательным и
Бьют исправно каждый час. средним пальцами правой руки.
Снизу маятник у них: Покачивают как маятник).
Вправо-влево – так да тик.
Игра «Чай»https://img2.badfon.ru/wallpaper/middle/8/16/chay-chashka-limon-blyudce-lozhka.jpg
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру
Описание:
Мне в стакан налили чай ( Ручка между большим и средним
И сказали: «Размешай!» пальцами правой руки, «мешают
Ложку пальчиками взял, сахар» по часовой стрелке и против.
Сахар быстро размешал.
Игра «Кружок»
Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игруhttp://clipart-library.com/images/6cp6xBecE.pnghttps://svn.cc.jyu.fi/srv/svn/ohj1-pelit/2015k/admacewa/trunk/RoomEscape/RoomEscape/RoomEscapeContent/esinepallo.png
Описание:
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок,
Два кружок
Сосчитай-ка их, дружок.
Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры
Игра «Платочки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.
Описание: Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:https://selcdn.fedsp.com/mem/28/6152/2f75abbfa925ff2a.jpeg
Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?
Игра «Прятки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить
определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.
Описание: Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:
Кто там прячется от нас?https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/24/92/kids-playing-hide-and-seek-in-the-park-vector-18012492.jpg
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!
Игра «Веселый огород»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Закреплять названия овощей. Формировать умение сажать (слегка вдавливать) овощи в песок (или мелкую крупу) называя их. https://cs1.livemaster.ru/storage/4e/77/005b3afddd572a97b997d450cd16--kukly-i-igrushki-polimernyj-ogorod-ovoschi-v-lotochke.jpg
Описание: Ребенок раскладывает по поверхности песка (усложнение: слегка вдавливает) овощи и называет их.
Игра «Рисование не песке солнышка»
Цель: Учить детей рисовать на песке, используя пальчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-678144-1463403141.jpg
Описание:
Воспитатель читает детям загадку про солнышко:
Утро начинает,
Лучиком встречает.
Светит к нам в оконце
Ласковое …
(Солнце) и предлагает нарисовать отгадку на песочке пальчиком.
Нарисуем большой круг, (Работа детей сопровождается
Много лучиков вокруг, - чтением стихотворения)
Это солнышко сияет!
Всем на свете помогает!!!!!!!
Игра «Рисуем песком репку»
Цель: Учить детей рисовать на песке, используя кисть руки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.http://bor32.ru/assets/images/tsvetnoj-pesok-iz-manki-4.jpg
Описание: проводится пальчиковая гимнастика
Пальчиковая игра.
Репку мы сажали,
(движение как будто роется ямка совочком)
Репку поливали,
(перебирать пальцами, как будто льется вода)
Вырастала репка,
(медленно разжимать кулак)
Хороша и крепка,
(ладонь открыта, пальцы согнуты)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем - потянем, тянем - потянем!
(зацепиться пальцами за согнутые пальчики и тянуть)
Ух! (расцепить пальцы)
Воспитатель: Ох и весело играли, и несколько не устали.
А теперь пришла пора, рисовать нам детвора.
Нас цветной песочек ждет, все за творчество, вперед!!!
Будем репку рисовать, Деда с бабой угощать.
Желтый мячик в землю врос, (Дети раскрашивают шаблон репки
Сверху лишь зеленый хвост. цветным песком).
Держится за грядку крепко –
Круглый овощ. Это репка!
Игра «Рисуем пипетками – дождик»https://gitizol.nethouse.ru/static/img/0000/0006/7937/67937046.heuuabshjd.W215.png
Цель: Учить детей рисовать с помощью пипетки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.
Описание:
Капля раз, капля два, (Дети рисуют капельки дождя с помощью
Очень медленно сперва. пипетки в сопровождении стихотворения)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Игра «Найди и разложи»
Цель: развивать тактильные ощущения и мышечную активность ребенка. Развивать внимание, речь, формировать умение классифицировать предметы по цветам.https://mamka.moscow/wp-content/uploads/igry-dlja-samyh-malenkih-3.jpg
Описание: Ребенок находит в сухом бассейне игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
Игра «Куличи»https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-423193-1460624156.jpg
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком. Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи. Способствовать развитию сосредоточенности, концентрации внимания;
Описание: Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости куличами кукол».
Раздел 4. Тактильные чистоговорки.
В настоящее время специалисты ДОУ отмечают неуклонный рост детей , имеющих речевые нарушения.
Эффективность чистоговорок по автоматизации звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции у младших дошкольников с речевым нарушением способствовало условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Использование пиктограмм для развития связной речи для детей с ОНР
«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным е...
-
Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания, развитию зрител...
-
С(Сь) Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-а...
-
еправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуля...
Комментариев нет:
Отправить комментарий