вторник, 21 января 2025 г.

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д. Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени форсированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов Игра «Мальчик-осьминожег» Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям взрослого. Описание: Упражнение сопровождается чтением стихотворения: Это мальчик-осьминог,hello_html_1807c575.jpg У него так много ног. Успевает он везде, И в учебе, и в труде. Потому что осьминожка - Это просто многоножка. Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев, имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед- назад. Игра «Человечек» развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого. Описание: Предложите малышам поиграть. - Посмотрите, какой у меня человечек.https://motaen.com/upload/wallpapers/source/2010/07/02/18/05/21343/mota_ru_0020701.jpg Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол - Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек. Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке. Предложите детям повторить движения. Игра «Птички» Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5f89732a8900f8fabf274b858bc5c1b5-srl&n=13 Описание: Предложите малышам повторить ваши движения. - Вот птички летают, машут крылышками. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями).) - Приземлились птички, крылышки сложили. (Соедините ладони вместе.) - Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек! (Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.) - Вот как птички зернышки клюют! (Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью.) - Наелись птички и улетели. (Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.) Игра «Моторчик» Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить подражать движениям взрослого. Описание: Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/026f/0000508e-cd37f7e6/hello_html_66b629d6.jpg Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики». Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро имедленно. Игра «Мы топали» Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого. Описание: Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:hello_html_m14764fa.gif Мы топали, мы топали, До тополя до топали, До тополя до топали, И ножки все оттопали! Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам). Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее). Игра «Вышли пальчики гулять» Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого. Описание: Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.) Раз, два, три, четыре, пять –hello_html_m4bd73925.jpg (Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки. Игра «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом: Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)http://i0.wp.com/www.wherelanguagegrows.com/wp-content/uploads/2016/08/Toy-Types.png Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) Игра «Ягоды» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом: С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как- будто снимая с него воображаемую ягодку.)http://900igr.net/datai/eda/JAgody-7.files/0002-002-JAgody.png И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.) Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложена ладошкой.) Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой Я поем ещё чуть-чуть, (Достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.) Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.) Игра «Осень» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом:http://deti-i-mama.ru/wp-content/uploads/2016/04/osen-1.jpg Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.) Игра «Овощи - фрукты» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Описание: Дети выполняют движения пальчиками рук в соответствии с текстом: В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1050037/b6dcfa8a-746b-480e-93fb-bb2d11628cdd/s1200?webp=false Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.) Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год. Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия и готовит ребёнка к овладению навыками рисования и письма. Самым маленьким детишкам мелкие предметы дают обязательно под строгим присмотром, такие как: бусинки, горошинки, различные крупы... и лучше всего их перетирать, перебирать ручками в тазике, коробочке, произнося стихи. А когда уже смогут легко брать мелкие предметы двумя пальчиками, тогда уже можно осваивать из этих пальчиковых игр более сложные. Но это не значит, что с самыми маленькими не стоит играть в такие игры, наоборот, если вы будете ежедневно заниматься с малышом, то сами увидите как ловко начинают работать у него ручки и пальчики. А повторяя часто стихи, малыши в скором времени их и сами смогут вам рассказать. Игра «Ветерок» Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). Описание: Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».https://proshina-kashds8.edumsko.ru/uploads/6800/6710/section/627917/DeYvsSBW4AEMw4J.jpg?1537538709968 Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок». Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха. Игра «Бумажный мячик» Цель: Развивать моторику обеих рук.https://st.depositphotos.com/3544857/4921/i/450/depositphotos_49214943-stock-photo-crumpled-paper-balls.jpg Описание: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку). Кистью руки отталкивать мячик Перекатывать мячик по столу. Игра «Бусинки - горошки» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://g02.a.alicdn.com/kf/HTB1FWbNHVXXXXalXpXXq6xXFXXXs/2500Pcs-Wholesale-Mixed-Round-Wood-Spacer-Beads-Dyed-Dot-Wooden-Jewelry-Making-Component-13mm-4-8.jpg Описание: Покатаю я в руках- (Катать по столу горошины или бусины Бусинки, горошки. указательным пальцем, средним, безымянным Станьте ловкими скорей, и мизинцем). Пальчики, ладошки. «Игра с горошком» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.https://www.dou75.ru/75/images/18-19/gruppy/gr_22/goroshinki.jpg Описание: Дома я одна скучала, (Катать горошинки между Горсть горошинок достала. указательным и средним пальцами). Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. Игра «Карандаш»https://www.kyrene.org/cms/lib/AZ01001083/Centricity/Domain/311/boy_pencil_001.jpg Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру. Описание: Карандаш в руках катаю, (Перекатывать между пальцами Между пальчиков верчу. или ладонями шестигранный карандаш). Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Игра «Помощник» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://itd0.mycdn.me/image?id=771843364902&t=20&plc=WEB&tkn=*ezo6mIwO78zmj5AebabaofOxhH8 Описание: Я крупу перебираю, Разбирать отдельно разные крупы. Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. Игра «Дорожка» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.http://dar-baby.ru/images/games/28-1.jpg Описание: Я взяла горошка Выкладывать дорожку. Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка. Игра «Дорожки» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру.https://i.pinimg.com/736x/f6/0f/61/f60f61c425f01afff3208e5c345bd418--motor-activities-fine-motor.jpg Описание: Трудно пальчик мне вести Вести пальчик по дорожкам. Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. Игра «Часы» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игруhttp://www.rus-watch.ru/products_pictures/Kotedg_1302M5A27_M.jpg Описание: Есть часы теперь у нас, (Карандаш между указательным и Бьют исправно каждый час. средним пальцами правой руки. Снизу маятник у них: Покачивают как маятник). Вправо-влево – так да тик. Игра «Чай»https://img2.badfon.ru/wallpaper/middle/8/16/chay-chashka-limon-blyudce-lozhka.jpg Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игру Описание: Мне в стакан налили чай ( Ручка между большим и средним И сказали: «Размешай!» пальцами правой руки, «мешают Ложку пальчиками взял, сахар» по часовой стрелке и против. Сахар быстро размешал. Игра «Кружок» Цель: способствовать развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики, а также оказывать благоприятное влияние на совершенствование речи, внимания, восприятия, через пальчиковую игруhttp://clipart-library.com/images/6cp6xBecE.pnghttps://svn.cc.jyu.fi/srv/svn/ohj1-pelit/2015k/admacewa/trunk/RoomEscape/RoomEscape/RoomEscapeContent/esinepallo.png Описание: Ручку пальчиками взяли И кружок нарисовали. Раз кружок, Два кружок Сосчитай-ка их, дружок. Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры Игра «Платочки» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Описание: Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:https://selcdn.fedsp.com/mem/28/6152/2f75abbfa925ff2a.jpeg Вот платочек гладкий-гладкий, Ну а этот, словно в складках! Он шершавый, жесткий даже. Ну, кому мы их покажем? Игра «Прятки» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить определять и узнавать, сравнивать и различать предметы. Описание: Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью: Кто там прячется от нас?https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/24/92/kids-playing-hide-and-seek-in-the-park-vector-18012492.jpg Кто залез в глубокий таз? Разгребем, разроем ямку, А потом еще одну. Никому мы не позволим Просто так пойти ко дну! Игра «Веселый огород» Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка. Закреплять названия овощей. Формировать умение сажать (слегка вдавливать) овощи в песок (или мелкую крупу) называя их. https://cs1.livemaster.ru/storage/4e/77/005b3afddd572a97b997d450cd16--kukly-i-igrushki-polimernyj-ogorod-ovoschi-v-lotochke.jpg Описание: Ребенок раскладывает по поверхности песка (усложнение: слегка вдавливает) овощи и называет их. Игра «Рисование не песке солнышка» Цель: Учить детей рисовать на песке, используя пальчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-678144-1463403141.jpg Описание: Воспитатель читает детям загадку про солнышко: Утро начинает, Лучиком встречает. Светит к нам в оконце Ласковое … (Солнце) и предлагает нарисовать отгадку на песочке пальчиком. Нарисуем большой круг, (Работа детей сопровождается Много лучиков вокруг, - чтением стихотворения) Это солнышко сияет! Всем на свете помогает!!!!!!! Игра «Рисуем песком репку» Цель: Учить детей рисовать на песке, используя кисть руки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность.http://bor32.ru/assets/images/tsvetnoj-pesok-iz-manki-4.jpg Описание: проводится пальчиковая гимнастика Пальчиковая игра. Репку мы сажали, (движение как будто роется ямка совочком) Репку поливали, (перебирать пальцами, как будто льется вода) Вырастала репка, (медленно разжимать кулак) Хороша и крепка, (ладонь открыта, пальцы согнуты) Вытянуть не можем, Кто же нам поможет? Тянем - потянем, тянем - потянем! (зацепиться пальцами за согнутые пальчики и тянуть) Ух! (расцепить пальцы) Воспитатель: Ох и весело играли, и несколько не устали. А теперь пришла пора, рисовать нам детвора. Нас цветной песочек ждет, все за творчество, вперед!!! Будем репку рисовать, Деда с бабой угощать. Желтый мячик в землю врос, (Дети раскрашивают шаблон репки Сверху лишь зеленый хвост. цветным песком). Держится за грядку крепко – Круглый овощ. Это репка! Игра «Рисуем пипетками – дождик»https://gitizol.nethouse.ru/static/img/0000/0006/7937/67937046.heuuabshjd.W215.png Цель: Учить детей рисовать с помощью пипетки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать активность, самостоятельность. Описание: Капля раз, капля два, (Дети рисуют капельки дождя с помощью Очень медленно сперва. пипетки в сопровождении стихотворения) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. Игра «Найди и разложи» Цель: развивать тактильные ощущения и мышечную активность ребенка. Развивать внимание, речь, формировать умение классифицировать предметы по цветам.https://mamka.moscow/wp-content/uploads/igry-dlja-samyh-malenkih-3.jpg Описание: Ребенок находит в сухом бассейне игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует) Игра «Куличи»https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-423193-1460624156.jpg Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком. Развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи. Способствовать развитию сосредоточенности, концентрации внимания; Описание: Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости куличами кукол». Раздел 4. Тактильные чистоговорки. В настоящее время специалисты ДОУ отмечают неуклонный рост детей , имеющих речевые нарушения. Эффективность чистоговорок по автоматизации звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции у младших дошкольников с речевым нарушением способствовало условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Использование пиктограмм для развития связной речи для детей с ОНР

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным е...