среда, 12 марта 2025 г.
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти
Развитие слухового восприятия, слухового
внимания, слуховой памяти
Мы постоянно живём в мире звуков. Но мы слышим и осознаём только
часть них. Покоя никогда не бывает. Тишина – это способность человека
создавать её самому себе, тишины в чистом виде нет.
Слух нам дан, чтобы слушать тишину и звуки. Хотя большая часть
информации об окружающем мире поступает к нам через зрение, но не
менее важна информация, поступающая через слух.
Развитие слухового восприятия идёт в двух направлениях: восприятие
обычных звуков и восприятие речевых звуков (фонематическое восприятие,
фонематическиё слух). Оба направления имеют для человека жизненно
важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Для формирования правильного звукопроизношения, а в последующем
успешного овладения грамотой большое значение имеют фонематические
процессы – фонематическое внимание, фонематический слух,
фонематическое восприятие, – которые в свою очередь базируются на
восприятии и различении неречевых звуков.
Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память
можно и нужно при помощи игр. Вот их примеры:
"Узнай звук"
Взрослый воспроизводит за ширмой неречевые звуки: шуршание
бумаги, забивание гвоздя, защёлкивание замка портфеля или сумки,
перелистывание страниц книги или тетради, стук карандаша по столу и др.
Ребёнок слушает звуки с закрытыми глазами, а затем определяет, что
звучало.
"Откуда раздался звук?" или "Где хлопнули?"
Ребёнок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик (или хлопает
в ладоши), а ребёнок должен рукой указать, откуда слышен звук, либо
назвать направление звучания – справа, слева, вверху, внизу.
"Узнай музыкальный инструмент"
Ребёнку предлагается послушать, как звучат различные
музыкальные инструменты – игрушечные или настоящие (дудочка,
барабан, бубен, колокольчик, гармошка, балалайка и др.). Можно в
записи. Взрослый рассказывает, что это за инструмент, спрашивает, на
что похож его голос. Затем ребёнку предлагается узнать звучание
одного из музыкальных инструментов и определить, какой инструмент
звучал.
"Что ты слышишь?"
Во время прогулки взрослый предлагает ребёнку закрыть глаза,
внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет
птиц, шум машины, шорох листьев...).
"Что происходит?"
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть знакомые предметы:
ножницы, чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и
объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия
выполняются с этими предметами. Ребенок с завязанными глазами
рассказывает, что взрослый делает с этими предметами (переливает
воду из одной чашки в другую, рвет бумагу, режет ее ножницами,
стучит карандашом о чашку...).
"Выполняй команды"
Взрослый произносит шепотом различные команды (например,
поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.) в достаточно
быстром темпе, а ребенок слушает их внимательно и точно выполняет.
"Слушай внимательно"
Взрослый хлопает в ладоши несколько раз, а ребенок, закрыв глаза,
считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем называет
соответствующее число.
Или:
Взрослый хлопает в ладоши несколько раз, ребенок повторяет
такое же количество хлопков.
"Хлопни на один (два, три) раз больше (меньше)"
Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом
закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на один раз больше
(меньше), чем сделал это взрослый.
"Кто сказал «Мяу»?"
Взрослый включает звуки голосов животных – зверей, птиц,
насекомых (сейчас всё легко найти в Интернет). Ребёнок должен узнать
и назвать, кому из животных принадлежит голос.
"Кто плавает?"
Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывёт с
другими словами (лодка плывет, утка плывет и т.д.). Но иногда он
будет ошибаться (например, самолет
плывет, камень плывет). Дети должны хлопать только тогда, когда
два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит
словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно
выполнить задание. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы
становятся короче.
"Да и нет не говорить"
Предложить ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и
«нет».
1) Ты любишь лето?
2) Тебе нравится зелень парков?
3) Ты любишь солнце?
4) Тебе нравится купаться в море или реке?
5) Ты любишь рыбалку?
6) Ты любишь зиму?
7) Ты любишь кататься на санках?
8) Тебе нравится играть в снежки?
9) Ты любишь, когда холодно?
10) Тебе нравится лепить снежную бабу?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
«Игры и упражнения, развивающие внимание и память»
Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно ...
-
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии ре...
-
Нейроигры - это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания, развитию зрител...
-
еправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуля...
Комментариев нет:
Отправить комментарий