среда, 12 марта 2025 г.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти Мы постоянно живём в мире звуков. Но мы слышим и осознаём только часть них. Покоя никогда не бывает. Тишина – это способность человека создавать её самому себе, тишины в чистом виде нет. Слух нам дан, чтобы слушать тишину и звуки. Хотя большая часть информации об окружающем мире поступает к нам через зрение, но не менее важна информация, поступающая через слух. Развитие слухового восприятия идёт в двух направлениях: восприятие обычных звуков и восприятие речевых звуков (фонематическое восприятие, фонематическиё слух). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Для формирования правильного звукопроизношения, а в последующем успешного овладения грамотой большое значение имеют фонематические процессы – фонематическое внимание, фонематический слух, фонематическое восприятие, – которые в свою очередь базируются на восприятии и различении неречевых звуков. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память можно и нужно при помощи игр. Вот их примеры: "Узнай звук" Взрослый воспроизводит за ширмой неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защёлкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц книги или тетради, стук карандаша по столу и др. Ребёнок слушает звуки с закрытыми глазами, а затем определяет, что звучало. "Откуда раздался звук?" или "Где хлопнули?" Ребёнок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик (или хлопает в ладоши), а ребёнок должен рукой указать, откуда слышен звук, либо назвать направление звучания – справа, слева, вверху, внизу. "Узнай музыкальный инструмент" Ребёнку предлагается послушать, как звучат различные музыкальные инструменты – игрушечные или настоящие (дудочка, барабан, бубен, колокольчик, гармошка, балалайка и др.). Можно в записи. Взрослый рассказывает, что это за инструмент, спрашивает, на что похож его голос. Затем ребёнку предлагается узнать звучание одного из музыкальных инструментов и определить, какой инструмент звучал. "Что ты слышишь?" Во время прогулки взрослый предлагает ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев...). "Что происходит?" Взрослый предлагает ребенку рассмотреть знакомые предметы: ножницы, чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими предметами. Ребенок с завязанными глазами рассказывает, что взрослый делает с этими предметами (переливает воду из одной чашки в другую, рвет бумагу, режет ее ножницами, стучит карандашом о чашку...). "Выполняй команды" Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.) в достаточно быстром темпе, а ребенок слушает их внимательно и точно выполняет. "Слушай внимательно" Взрослый хлопает в ладоши несколько раз, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем называет соответствующее число. Или: Взрослый хлопает в ладоши несколько раз, ребенок повторяет такое же количество хлопков. "Хлопни на один (два, три) раз больше (меньше)" Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на один раз больше (меньше), чем сделал это взрослый. "Кто сказал «Мяу»?" Взрослый включает звуки голосов животных – зверей, птиц, насекомых (сейчас всё легко найти в Интернет). Ребёнок должен узнать и назвать, кому из животных принадлежит голос. "Кто плавает?" Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывёт с другими словами (лодка плывет, утка плывет и т.д.). Но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче. "Да и нет не говорить" Предложить ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет». 1) Ты любишь лето? 2) Тебе нравится зелень парков? 3) Ты любишь солнце? 4) Тебе нравится купаться в море или реке? 5) Ты любишь рыбалку? 6) Ты любишь зиму? 7) Ты любишь кататься на санках? 8) Тебе нравится играть в снежки? 9) Ты любишь, когда холодно? 10) Тебе нравится лепить снежную бабу?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Игры и упражнения, развивающие внимание и память»

Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно ...