понедельник, 14 октября 2024 г.

Логопедические игры с мячом

 

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

Как известно, ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре. Поэтому логопеды часто используют на занятиях разные интересные материалы, игры, игрушки. Сегодня расскажу вам о логопедических играх с мячом. Мячики — отличный вариант для того, чтобы провести интересное обучающее занятие. И вот почему:

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве, мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Задачи в играх с мячом :

На первоначальном этапе можно применить игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков можно использовать игровые действия с мячом, шариками, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИГРЫ С МЯЧОМ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА:

- развитие фонематического слуха;

- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;

- развитие словаря, грамматического строя речи;

- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.

• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

• «Мяч бросаю, диких животных называю».

• «Мяч передаю, деревья назову».

• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут проводить занятия более интересно и занимательно.

Так же несколько полезных логопедических игр с мячом для маленьких деток от 3, 5-4 лет:

“Один и много”

Бросаем ребёнку мячик и называем предмет в единственном числе, задача ребё нка бросить нам мяч и превратить один предмет в множество: стол — столы, кукла — куклы и т. д. Можно чуть усложнить игру, называя такие слова как: ухо — уши, теленок — телята. Эта игра поможет развитию грамматического строя речи.

“Придумай слово на звук …”

Эта игра также поможет развитию слухового восприятия и внимания. Вы с малышом можете вместе выбрать звук, на который будете придумывать слова, а затем, перебрасывая мячик друг другу, называть эти слова.

“Рассказ по цепочке”

В эту игру веселее играть в компании детей, но вдвоем тоже можно. Перебрасываем друг другу мяч и параллельно сочиняем историю. Каждый добавляет по слову или словосочетанию. Эта игра подходит для развития связной речи, лексико-грамматического строя, а кроме этого, развивает воображение, память, внимание, способность концентрировать и удерживать внимание.

Как видите, подобные игры совсем не сложно придумать самим, или вспомнить, во что вы сами играли в детстве. Так, необходимые занятия по развитию речи станут не только продуктивными, но еще и долгожданными и приятными для ребенка.

Весёлых и полезных вам игр!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Акватерапия - игры с водой для развития речи. Советы логопеда.

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только ест...