понедельник, 14 октября 2024 г.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия речи Тема: «Золотая осень. Деревья омских лесов. Звук А.

 

Тема:          Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия речи

Тема: «Золотая осень. Деревья омских лесов. Звук А.

Возраст: старшая группа для детей с ЗПР

Цели занятия: познакомить детей с положением органов артикуляции при произнесении гласного звука [А], обогащение словарного запаса по лексической теме «Осень»

Коррекционно-образовательная:

- познакомить детей с понятием гласный звук

-познакомить детей с символом гласного звука [А]

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существи­тельные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять неболь­шие по объему предложения; отвечать на во­просы полным предложением;

-развивать фонематический слух: учить выделять гласный звук [А]среди  других звуков;

- уточнять, активизировать и развивать сло­варный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы пе­дагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменени­ям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осен­него пейзажа.

Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солн­ца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшени­цы, овощей, фруктов, ягод, грибов.

 

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.             (Осень)

- Если листья пожелтели и опадают, ча­сто идет дождь, на улице много луж, а люди наде­ли куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)

 

2. Объявление темы.

- Сегодня мы отправляемся в царство зо­лотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

Вводная беседа.

- Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень на­рядный и красивый вид. Золотой осенью называет­ся это время. До трескучих морозов еще далеко, а де­ревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золо­тым ковром. Трава вянет. На улице сырость и сля­коть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три,                                Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять,            Левая - с мизинца, правая - с большого.

Вышел дождик погулять.           Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке,    «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:          Ударяют то ладонями, то кулачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:         Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел.                             Ритмичные хлопки по коленям.

Газон засох.

 

Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

 

Гимнастика для глаз   «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

- Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

- Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Звук А

 

- Ребята, посмотрите на картинки: ангел, астра, аист. Все эти слова начинаются со звука А. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

 


- Давайте произнесем звук А. Рот широко открыт, язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости («домика»), теплая воз­душная струя выходит свободно, не встречая пре­грады. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. У вас у всех есть светофоры, звук А – гласный, поэтому выбирайте красный светофор.

 

Игра «Хлопай, не зевай».

Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.

 

Символ Звука А

-Ребята, это сивол звука А. когда вы его увидите громко произносим А. показать сиволы других звуков

 

 

Физкультминутка  «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.               (Дети встают в круг, руки над головой в  кольцо.)

Дунул ветер – полетели.         (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели,           (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели,            (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.          (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил           (Покружились.)

И на землю опустил.               (Присели.)

 

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

 

Игра «Подбери признак»

Осень (какая?) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

 

- Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

 

А теперь закончите предложения.

Игра  «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) - … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) - … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) - … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) - … (Ягод, грибов)

 

3. Итог занятия. Рефлексия

- В чьем царстве мы побывали?

- Какая она Королева Осень?

- Что собирают осенью?

- Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Акватерапия - игры с водой для развития речи. Советы логопеда.

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только ест...