Тема: Конспект занятия по
формированию фонетико-фонематического восприятия речи
Тема: «Золотая осень. Деревья омских лесов. Звук А.
Возраст: старшая группа для детей с ЗПР
Цели занятия: познакомить
детей с положением органов артикуляции при произнесении гласного звука [А],
обогащение словарного запаса по лексической теме «Осень»
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей с понятием
гласный звук
-познакомить
детей с символом гласного звука [А]
- учить
детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные
с именами прилагательными в роде, числе и падеже;
Коррекционно-развивающие:
-
развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать
на вопросы полным предложением;
-развивать
фонематический слух: учить выделять гласный звук [А]среди других звуков;
- уточнять,
активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять
умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять
в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать
у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- формировать
эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование:
сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в
лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя,
листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ход образовательной деятельности
1.
Организационный момент.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес
красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
- Если листья пожелтели и опадают, часто
идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время
года называется осень. (Ответы
детей.)
2.
Объявление темы.
- Сегодня мы отправляемся в царство золотой
осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны
выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
Вводная
беседа.
- Сейчас я
вам расскажу, что же такое осень.
Осень. Осень
приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные,
оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый
вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а
деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее,
солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди
— долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они
падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и
слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают
далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без
куртки и сапог уже холодно.
Пальчиковая гимнастика «Вышел
дождик погулять»
Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук
четыре, пять, Левая - с мизинца, правая - с большого.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные
удары.
Шел неспешно по привычке, «Шагают»
средним и указат. палъцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ударяют
то ладонями, то кулачками.
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
«Ох!» И ушел. Ритмичные хлопки по коленям.
Газон засох.
Рассматривание
картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)
- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Гимнастика
для глаз «Вот стоит осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосна, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
- Ребята! Королева Осень прислала нам картинки,
на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много
знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.
- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)
- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают,
засыхают, деревья стоят голые)
- Как называется явление в природе, когда с
листьев опадают листья? (листопад)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают,
кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются
под кору деревьев)
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать
на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие
меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи
(белка, ёж) делают запасы на зиму)
- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Звук А
- Ребята, посмотрите на
картинки: ангел, астра, аист. Все эти слова начинаются со звука А. С этим звуком мы сегодня и
познакомимся.
- Давайте произнесем звук А.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»),
теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А —
гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. У вас у всех есть
светофоры, звук А – гласный, поэтому выбирайте красный светофор.
Игра «Хлопай, не зевай».
Логопед произносит ряд
звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат
звук А.
Символ Звука А
-Ребята, это сивол
звука А. когда вы его увидите громко произносим А. показать сиволы других
звуков
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы
листики осенние,
На
ветках мы сидим. (Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)
Дунул
ветер – полетели. (Руки
в стороны.)
Мы
летели, мы летели, (Бег
по кругу.)
И на
землю тихо сели, (Присели.)
Ветер
снова набежал
И
листочки все поднял. (Встали,
руки в стороны.)
Повертел
их, покрутил (Покружились.)
И на
землю опустил. (Присели.)
Игра «Назови, какая погода?»
Какая
погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
Если
дует ветер – ветреная,
Если
на улице холодно, какая погода? – холодная,
Если
пасмурно – пасмурная,
Если
сыро – сырая,
Если
хмуро – хмурая,
Если
по небу плывут серые, темные облака – облачная.
Если
солнечно – солнечная,
Если
ясно – ясная.
Игра
«Подбери признак»
Осень
(какая?) - … (холодная, дождливая,
золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)
-
Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите
внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)
А
теперь закончите предложения.
Игра «Закончи предложения»
В
поле собирают урожай (чего?) - … (Пшеницы)
В
огороде собирают урожай (чего?) - … (Овощей)
В
саду собирают урожай (чего?) - … (Фруктов)
В лесу собирают урожай (чего?) - … (Ягод, грибов)
3.
Итог занятия. Рефлексия
-
В чьем царстве мы побывали?
-
Какая она Королева Осень?
-
Что собирают осенью?
-
Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?
Комментариев нет:
Отправить комментарий